Аристотель написал много трактатов

Также Аристотель написал много трактатов о животных, как уже было сказано; напротив, о человеке не сохранилась ни одна специальная работа; возможно, однако, она была написана или пропущена по иным причинам. Альберт Великий был тем, кто написал [такое сочинение].

10. Принадлежит ли наука о живых существах к

Также Аристотель написал много трактатов о животных, как уже было сказано; напротив, о человеке не сохранилась ни одна специальная работа; возможно, однако, она была написана или пропущена по иным причинам. Альберт Великий был тем, кто написал [такое сочинение].

10. Принадлежит ли наука о живых существах к физике. – На этот счет имеются сомнения. В самом деле, кажется, что наука о живых существах не принадлежит к физике. Во-первых, поскольку любой уровень абстракции от материи к бытию принадлежит метафизике, таков и уровень абстракции, соответствующий жизни, поскольку он является общим для ангелов и для Бога.

Во-вторых, живые существа как таковые не суть природные сущие, следовательно, они не принадлежат к физике. Истинность предшествующего высказывания очевидна, так как природные сущие создаются природой, а живые существа душой, которая не является природой. Действия души возвышаются над действиями природы.

В третьих, имея в виду рациональную душу, необходимо сделать вывод: она нематериальна, как я показываю, следовательно, принадлежит метафизике. Действительно, вещи, которые абстрагируются по способу бытия из материи, относятся к метафизике, чья собственная роль состоит в определении через форму, как говорит Аристотель во Введении. Поэтому, в книге 1 «О частях животных», глава 1, кажется, он говорит, что рациональная душа не является природой, и что ее познание принадлежит метафизике.

11. Для решения этого вопроса нужно принять во внимание, что мы называем живыми существами все те сущие, которые сами по себе являются принципами для собственных действий, относящихся к их совершенству. Итак, среди действий имеются материальные, которые реализуются посредством тела как инструмента; таковы действия чувств. Имеются другие, абсолютно духовные, не имеющие ничего, связанного с материей, таково познание ангела. Кроме того, с необходимостью [существует] действие, определенно промежуточное, которое само по себе нематериально и реализуется без помощи тела, но, помимо прочего, имеет некоторую зависимость от тела, в котором пребывает; и таково понятие человека. Итак, все сущее, которое само по себе является причиной какого-либо из описанных видов действия, на полном основании сказывается живым.

Но между ними существуют различия: те, которые живут первым указанным способом, являются полностью материальными; живущие вторым способом суть полностью духовные; принадлежащие к третьему роду, являются промежуточными между духовными и материальными. Таким образом, что касается живых существ первого рода, бесспорно, что они включаются в предмет физики; следовательно, обе их причины, то есть материя и форма, их действия и движение не могут принадлежать другим наукам.

Добавить комментарий