И это метод, которому учит Аристотель

И это метод, которому учит Аристотель в книге 1 «Физики» и то же самое далее, в главе 3, текст 55; в книге11 «О животных» говорится: «Будем изучать его, – то есть одушевленное сущее, – где будем трактовать о функциях и действиях души или тела.»

Другие полагают, что

И это метод, которому учит Аристотель в книге 1 «Физики» и то же самое далее, в главе 3, текст 55; в книге11 «О животных» говорится: «Будем изучать его, – то есть одушевленное сущее, – где будем трактовать о функциях и действиях души или тела.»

Другие полагают, что этим книгам предшествуют книги «О частях животных», поскольку они выражают строение тела, которое подводит к определению души. Это мнение имеет свою вероятность, и такой порядок не был бы плох; однако предпочтительно то, что мы представили, уже привычно определять части через их взаимосвязь, то есть одну через другую, и наоборот. Так, одна зависит в ее познании от другой, и наоборот, как материя от формы и последняя от первой. Так, познание души зависит от определенного познания органического тела, а органическое тело не может познаваться без души. Поэтому лучше всего, чтобы первым шло познание души, как более превосходное (principalior), также поскольку об определенном теле может иметься некоторое познание, как говорилось выше и будет сказано ниже; более того, все, что касается познания чтойности (quidditas) души, не нуждается в точном познании органов, достаточно [познания] лишь в некоторой степени.

Потому эта часть есть первая в данной науке; и хотя для Аристотеля она не является первоначальной (ultima), для нас она именно такова, поскольку в ней мы трактуем о познании души в ее сущности и о свойствах, которые из нее следуют. И благодаря этому мы почти достигнем познания всего живого существа, с добавлением того, что мы могли бы еще сказать о материи и ее организации (dispositio). Поэтому не станем задерживаться далее на физике, поспешив, насколько возможно, начать метафизику.

9. Помимо прочего следует заметить, что, хотя эта наука объясняется как единая, [ее понимают] не как последний вид, а как подчиненный (subalternus) род, в который включаются три науки, различные по виду: одна о живых и растущих, другая о чувствующих, третья о человеке. Эти три предмета в действительности различны как познаваемые объекты, в соответствии со степенью абстракции, необходимой для науки, как было сказано в другом месте. Поэтому, хотя мы трактуем здесь о душе в общем виде, однако, в ходе рассуждения говорим о трех классах души, из чего начинается в этих книгах тройственная (triplex) наука, которая, в целях краткости, не была разделена Аристотелем, хотя он дополнил различные части разделами этих наук. Действительно, среди его трудов обнаруживается другое сочинение, включающее [учение] о растениях, хотя Александр говорит в [трактате] «О чувстве и чувственном», глава «О запахах», что это сочинение Теофраста.

Добавить комментарий