Авторские пометки

Словом, из авторских пометок и реплик персонажей совершенно ясно выступает стремление драматурга все поступки и помыслы Беса мотивировать жаждой познания «извечных тайн». В первом варианте драмы Зым представлен как некий дух познания, гордо враждующий с небожителями, ревниво охраняющими свои извечные тайны от человеческого разума. Беса же должен был проникнуться «безумством храбрых», отважиться на познание истин, сокрытых отвзора простых смертных. Жаждапознания должна была передаться ему от Зыма.

В первом варианте мы имеем дело только с экспозицией драмы. Как должно было развернуться дальнейшее драматическое действие неизвестно, поэтому трудно судить об общей концепции драмы более конкретно. На основе имеющегося текста можно сделать только одно заключение: драматург пока оставался в кругу абстрактных общефилософских посылок, познание извечных тайн природы выдвигается им как основная Н. Джусойты цель, лейтмотив борьбы его героя. Вероятно, в первоначальном замысле действие должно было остаться в кругу небожителей и злых духов, так как Беса должен был обратиться за помощью к божеству кузнечного искусства, Курдалагону. В драматическое действие из простых смертных вводился один лишь Беса, да и тот безумец.

Каков был бы дальнейший круг событий драмы неизвестно, но надо думать, что неясность самой идейной концепции не давала автору возможности подвинуть драму дальше сцены встречи Амрана с Беса.

Вероятно, автора не удовлетворяла мысль о том, что путь к счастью «страждущего человечества» можно проложить через познание «извечных тайн». А именно такова идейная концепция первоначального замысла драмы. О том, что в те годы Бритаев увлекся идеей просвещения, рассматривая последнее как средство от социальных язв, говорят и его высказывания в письмах, к Цоцко Амбалову в 1912 году в связи с организацией журнала «Хуры тын». И если замысел «Амрана» в его первоначальном виде не был реализован, то, вероятно, потому, что увлечение идеей познания было временным, а другие пути освобождения «страждующего человечества» не были ясны самому писателю.

Добавить комментарий