Благие начинания

Казалось, вот самый достойный, самый верный и кратчайший путь к приобщению к благам культуры туземцев и к духовному слиянию их с нашей общей родиной. «Но то был сон» (т. IV, 193). Благие начинания в самом начале пореформенного периода в среде только что замиренного народа были всего лишь политическим жестом в целях успокоения волновавшихся горцев. Позднее, когда царская администрация почувствовала себя уверенно, когда развитие капитализма и связанный с ним процесс консолидации буржуазных наций начал выдвигать национальный вопрос, то политика царизма, выявила свою реакционную сущность в более открытой и грубой форме. Этот метод «введения следов», названный Хетагуровым «индейской наукой», изобретенный к тому же «для охраны имущества проживающих в области русских от хищничества туземцев», на деле служил раздуванию вражды между русскими и горцами, давал повод к усилению административных преследований горцев, вел к разорению и обнищанию последних, к развитию преступности, воровства и разбоя, так как преступные элементы оставались ненаказанными из- за навязанной горцам круговой поруки. Более того, преступники, «ободренные своею безнаказанностью, приступают обыкновенно — пишет Коста,, с новой энергией к своей преступной деятельности. Благодаря такому порядку вещей горские сельские обещства очутились между двух огней: между административными карами и яростными преследовани-. ями уличаемых в преступлении лиц» (т. IV, 162). Не меньшим злом для туземцев были длительные экзекуции, которые приходилось выдерживать по произволу администрации по малейшему поводу и даже без повода, по одному подозрению в преступлении.

Добавить комментарий