исключал экономический фактор

исключал экономический фактор и злоупотребления администрации и призывал к применению карательных мер против всех горцев, якобы по природе своей расположенных к воровству и разбою. Коста согласился с М. Слобожаниным, что одной из причин разбойничества являются пережитки патриархально-феодального быта и- мировоззрения, против которых надо действовать не полицейскими мерами, а просвещением. В одной из своих статей Коста ответил и на вопрос о том, почему в песнях народа абреки порой превращаются в героев-мучеников. Причиной такого превращения, по справедливому мнению Коста, является враждебное отношение народа к царскому суду и администрации. В глазах народа полицейское «правосудие» есть сгусток всяческого зла, несправедливости и жестокости. Вот почему «всякий казненный разбойник, какой бы отвратительной репутацией он при жизни ни пользовался среди туземцев, попадая на виселицу, тотчас же в их глазах становился жертвой или мучеником, а более «благородные» абреки навсегда остаются в памяти народа и в песнях, прославляющих их «геройские» подвиги: позорная казнь становится ореолом подвижничества и актом триумфа» (т. IV, 196—197). Таким образом, Коста было совершенно ясно, что не любовь к абрекам заставляет народ слагать о них песни, а ненависть к существующим порядкам, к полицейщине, к судебной несправедливости и ко всей государственной машине угнетения. «Идеализация» абреков в народных песнях была своеобразной формой протеста против самодержавно-поли- ¦ цейского насилия. Коста отвел клевету не только на национальный характер, но и на песенное творчество горцев.

Добавить комментарий