Близость иезуитов

Близость иезуитов ко двору обеспечивала королевское покровительство открывающимся средним и высшим учебным заведениям Ордена. Без преувеличения можно сказать, что с середины XVI столетия, как в самой Португалии, так и в ее заморских провинциях, образование, особенно среднее, находилось под патронажем Общества Иисуса.

Поэтому нет ничего удивительного в том,

Близость иезуитов ко двору обеспечивала королевское покровительство открывающимся средним и высшим учебным заведениям Ордена. Без преувеличения можно сказать, что с середины XVI столетия, как в самой Португалии, так и в ее заморских провинциях, образование, особенно среднее, находилось под патронажем Общества Иисуса.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что первый корпус трактатов, предназначенных как для научных, так и для учебных целей был сформирован и опубликован в Коимбре, в Коллегии искусств, которая была учреждена в 1555 г. иезуитами. Эта фундаментальная работа проводилась под пристальным вниманием иерархов Общества Иисуса. В основу текстов были положены лучшие конспекты, составленные слушателями лекций коимбрских профессоров. Имена главных создателей этого курса, составлявших и редактировавших трактаты, упомянуты в статье Джона Дойла. Это Мануэль де Гоес (Manuel de Goes, 1542-1597), Косме де Магаланьш (Cosme de Magelh?nes, 1551-1624), Бальтасар Альварес (Baltasar Albarez, 1561-1630) и Себастиан де Коуто (Sebastian de Couto, 1567-1639). «Автором идеи» курса был Педро да Фонсека, под общей редакцией которого и стали выходить в свет тома коимбрского корпуса. Первым изданием, опубликованным под названием «Комментарии Коимбрской коллегии Общества Иисуса» («Commentarii Collegii Conimricense Societatis Jesu»), стал натурфилософский трактат, посвященный аристотелевской «Физике» (1591). В течение следующих лет вышли в свет еще семь томов; достойным же завершением этого «проекта» стали «Комментарии к диалектике Аристотеля» (1606), по праву считающиеся высшим достижением коимбрских схоластиков. На примере этого трактата можно проиллюстрировать особенности комментаторской «методы», свойственной коимбрским докторам. «Комментарии к диалектике…» состоят из двух разделов и представляют собой обзор отдельных частей «Органона», которые, с точки зрения коимбрских иезуитов, являются наиболее важными. Каждое рассуждение содержит греческий текст, его перевод на латынь, а также «заключение» авторов, в котором резюмируется учение Аристотеля по данному вопросу. И только после этого начинается собственно комментарий, с постановкой вопросов, их подробным обсуждением, учитывающим опыт средневековой схоластики и представления самих коимбрских иезуитов.

Очевидно, что трактаты «Коимбрского курса» разительно отличаются от современных учебников. Внешне они очень напоминают труды средневековых схоластиков. И все же, именно эти трактаты стали первыми философскими учебными пособиями, по которым учились воспитанники иезуитских и не только иезуитских школ.

Добавить комментарий