Эти мнения и источники

Эти мнения и источники уже перестали быть для теологов XVI столетия предметом исследования; они превратились в «освоенное пространство идей», в котором ставились и разрабатывались проблемы, важные для докторов-иезуитов. Конечно, труды схоластиков еще не приобрели форму трактатов новоевропейского типа, таких, какими будут «Первоначала философии» Декарта, «Первоосновы философии Гоббса, «Опыты» Локка

Эти мнения и источники уже перестали быть для теологов XVI столетия предметом исследования; они превратились в «освоенное пространство идей», в котором ставились и разрабатывались проблемы, важные для докторов-иезуитов. Конечно, труды схоластиков еще не приобрели форму трактатов новоевропейского типа, таких, какими будут «Первоначала философии» Декарта, «Первоосновы философии Гоббса, «Опыты» Локка и Лейбница. Схоластические комментарии были гораздо более обширны и подробно трактовали все, что только попадало в предметную область, при этом, фундаментальные философские вопросы терялись среди множества периферийных и малоинтересных рассуждений.

Вместе с тем, труды иезуитов представляли собой важный шаг в развитии жанрового многообразия философской литературы. Теперь не «суммы» или «сентенции», но тематические трактаты по проблемам метафизики, этики, логики, натурфилософии стали формой выражения философской мысли. К ним примыкали специализированные труды по философии права. Можно утверждать, что корпус схоластических текстов XVI века, причудливо сочетавший в себе старое и новое, с точки зрения жанра, стиля и формы стал промежуточным звеном между двумя «типами философствования» – средневековым и новоевропейским. «Эпоха перемен» нуждалась в новых средствах выражения философского знания, и она обрела их в значительной степени благодаря философам-иезуитам. Авторы философских учений XVII века опирались на достигнутое схоластиками, преодолевая то, что казалось им несовременным, отсталым или ошибочным.

Иезуитам, однако, принадлежит еще одна заслуга, имеющая значение не только для философии как таковой, но и для ее преподавания. Речь идет о создании целой системы трактатов, которые должны были служить университетскими учебниками и пособиями. Это так называемый «Коимбрский курс» («Cursus Conimbricensis»), который принадлежал профессорам иезуитской коллегии искусств Университета Коимбры, бывшего, как известно, ведущим учебным заведением иезуитов не только в Португалии, но и вообще на Пиренейском полуострове. Создание «Коимбрского курса» стало первым начинанием подобного рода, результат которого превзошел ожидания его создателей. Два других известных курса («Cursus Complutensis» и «Cursus Salmsnticensis»), составленные, соответственно, в Университете города Алкал? де Энарес и в Саламанкском университете, были созданы несколько десятилетий спустя и едва ли превосходили курс коимбрских схоластиков по основательности.

???

Португалия, наряду с Испанией, стала одной из первых стран, где Орден иезуитов, учрежденный в 1534 году, очень быстро приобрел влияние.

Добавить комментарий