Боборыкин объяснил

Боборыкин объяснил обличительную направленность произведений Пушкина, Грибоедова, Лермонтова «горячностью и нервностью» последних. Воинствующего неприятия современного им общества крепостничества и барства, светской черни и самодержавия как будто и ие было. Мережковский возвел гения в ранг божества, но отказал ему в земных интересах. Потресов же в грубых виршах прямолинейно выразил официальное намерение. Цель у всех «охранителей основ» одна: оградить самодержавный строй от критики великих поэтов прошлого, обратить их грозное сатирическое оружие острием к прошлому, а их самих возвести в официальные безобидные божества, отрешенные от земных общественных интересов. Стихотворение Коста «Памяти А. С. Грибоедова» напечатано в № 2 газеты «Северный Кавказ» за 1895 г. По мнению Коста, Грибоедов озарил «новой мыслью всю Русь родную, как пророк», и эта мысль остается живой и действенной. Творческий подвиг Грибоедова, как и подвиг Пушкина, достоин «нерукотворного памятника», Грибоедов — смелый мыслитель, за которым нужно идти. Наконец, Коста считает, ‘Что борьба, к которой призывал поэт своим творчеством, продолжается и надо вести ее до конца: Не малый срок твой дивный гений Дал поколеньям для того, Чтоб образы твоих творений Уж не смущали никого. Но нет!.. Борьбу окончить эту Не скоро правде даст порок, Ведь бедный Чацкий твой по свету Все тот же ищет уголок. Таким образом, Грибоедов для Коста — не божество, а соратник новых поколений в далеко не завершенной борьбе против порока во имя правды.

Добавить комментарий