Большой социальный вопрос

Характерно, что большой социальный вопрос конфликт между царскими властями и народом, патриархальным крестьянством Бритаев нащупал еще в пьесе «Лучше смерть, чем позор», но там он отказался от его широкой постановки и решения. Конфликт остался за рамками драматического повествования. К тому же, там мы имеем дело с незначительной стычкой отдельной личности с представителем власти. Столкновение произошло не на почве социальных интересов, а на основе противоположности различных представлений о человеческом достоинстве. В трагедии «Хазби» конфликт приобрел резкий, открытый социальноэкономический характер, но решен в конечном итоге как проблема этическая, под тем же девизом: лучше смерть, чем позор!

Народ и Хазби покорности и рабству предпочитают волю, свободу. И это не только потому, что им нечем платить дань, кормить войско, что они не хотят разлада в своей среде изза доносов посредника властям, но прежде всего потому, что позорно быть покорным рабом, позорно платить дань, пускать на постой войска, признавать над собой чужую власть. А позору горцы предпочитают смерть. Таким образом, конфликт социальный оборачивается трагически напряженным столкновением двух типов морали, двух типов человеческих характеров. В этом основное содержание всей трагедии.

Положительные герои трагедии носители лучших черт патриархальной этики. Отрицательные персонажи также являются выходцами из этой среды, но развращены властью, царской службой, стремлением к личной выгоде и к власти. Для них общественные интересы не существуют. Личная выгода, корысть определяют все их поведение.

Добавить комментарий