Буржуазная идея

По сути дела, с констатации кризиса ко­торой и начинал свою книгу Д. Белл, это и есть идея «радикаль­ного индивидуализма», тенденции развития которого и привели к возникновению «культурных противоречий капитализма». Но ввиду произвольности его терминологии получается, что «бур­жуазная идея» это есть модернизм, который, как утверждается, сегодня тоже «на излете». В области экономики это выражается в исчезновении социального типа независимого предпринимате­ля и замене его корпорацией, в области культуры и искусства — в усилении потребительско-гедонистического начала. При этом Д. Белл подчеркивает, что размывание нормативов «протестант­ской этики» происходило в недрах самих экономических отно­шений капитализма, прежде всего в результате возникновения системы текущего кредита, когда мораль воздержания и само­ограничения пришла в противоречие с развитием системы мас­сового потребления. В результате «культурным обоснованием» современного капитализма, по мнению «новых» консерваторов, становится гедонизм, идея наслаждения как стиля жизни, наи­более ярким проявлением чего, с их точки зрения, и является контркультура. Однако без «протестантской этики» капитализм остался без «трансцендентного этического обоснования», без тра­диционной системы морально-этических норм, которые прежде составляли нравственное содержание классической буржуазной культуры и искусства. В этом-то, с точки зрения «новых» кон­серваторов, и заключается основное противоречие современного капитализма в сфере культуры. Мы уже говорили, что главными ценностями «протестант­ской этики» были труд, смирение, воздержание, усердие, и имен­но эти личные качества во многом способствовали успеху пер­воначального накопления (что, разумеется, не снимает вопросов о        насильственных формах этого процесса).

Добавить комментарий