Часть 1

Уважаемый Андрей Ефремов!

Ваш рассказ «Разброд и шатание» произвел на меня благоприятное впечатление. У вас есть многое из того, что требуется писателю: чувство слова, умение словами создавать убедительные, психологически достоверные и яркие картины происходящих событий, наметки своего индивидуального стиля — Вы наблюдательны, Вас привлекают острые, нередко конфликтные, ситуации, к которым Вы относитесь с мягким юмором или с незлобивой иронией. Чувствуется начитанность, серьезный литературный опыт…

Но этого мало для полноценной и результативной литературной работы. Каждое произведение, если оно настоящее, должно занять свою нишу в ряду себе подобных. Как правило, значительное произведение, не по объему, а по качеству,

Уважаемый Андрей Ефремов!

Ваш рассказ «Разброд и шатание» произвел на меня благоприятное впечатление. У вас есть многое из того, что требуется писателю: чувство слова, умение словами создавать убедительные, психологически достоверные и яркие картины происходящих событий, наметки своего индивидуального стиля — Вы наблюдательны, Вас привлекают острые, нередко конфликтные, ситуации, к которым Вы относитесь с мягким юмором или с незлобивой иронией. Чувствуется начитанность, серьезный литературный опыт…

Но этого мало для полноценной и результативной литературной работы. Каждое произведение, если оно настоящее, должно занять свою нишу в ряду себе подобных. Как правило, значительное произведение, не по объему, а по качеству, порождает у читателя множество ассоциаций. Но при этом оно отличается новым содержанием от них, новым взглядом, новыми героями. Ваш рассказ по содержанию и форме изложения не вторичен, не банален, но он малозначительный. Вы описали приключения рядового Руденко, который вначале не сберег саперную лопатку, а потом и пушку, но что из этого следует? В таких случаях писатель Виль Липатов задавал молодым писателям вопрос: «Ну и что?» Потому что рассказать что-то, рассказать даже ярко и убедительно, для литературы мало. Нужно создать еще как бы новую виртуальную реальность, поднять серьезную общественную или нравственную, духовную или социальную проблему и дать свое, авторское, решение, понимание, отношение к ней. Искусство по природе своей метафорично, грубо говоря, иносказательно. И каждому произведению присущи свои законы и правила, по которым оно создано. По ним читатель судит о нем. Задача реализма, как меня учили когда-то в Литинституте, а сейчас этому же учу слушателей Высших литературных курсов в семинаре прозы, состоит в создании типических характеров в типических обстоятельствах. Грубо говоря, это когда писатель как бы обобщает для читателя знакомую ситуацию, знакомых персонажей, но делает их типическими. Читатель при этом нередко удивляется: «И я так считал, а вот автор выразил то, что я давно чувствовал и думал!» Вершиной литературного мастерства я считаю возникновение у читателя при чтении отраднейшего явления сотворчества, когда он как бы наравне с писателем начинает творчески и по-своему относиться к изображаемой ситуации, домысливать произведение, соглашаться или возражать автору и т.д. Тем самым он как бы расширяет рамки произведения, обогащает его новым содержанием, а в итоге – создает свой вариант рассказа, повести, романа…

Литературное творчество – чрезвычайно сложное и тонкое дело, в нем колоссальное количество подводных камней и опасностей. Научиться тут кое-чему можно, однако решающее значение имеет Божий дар – он-то как раз и помогает преодолевать на интуитивном уровне все опасности. Божий дар надо развивать и приумножать ежедневным и напряженным трудом, а не закапывать его ленью и небрежением в землю. Он у Вас в наличии, и от Вас зависит, насколько он будет реализован, воплощен в литературных произведениях.

Добавить комментарий