Человек, моральная реальность

В каждом из своих действий личность постепенно конкретно определяет способ, в соответствии с которым ее реальность является относительно абсолютной. Реальная постигаемая вещь как таковая требует того, чтобы личность определила относительно нее конкретный способ быть абсолютной.

В этом состоит основание серьезности всякого действия, беспокойство жизни, которая является не

В каждом из своих действий личность постепенно конкретно определяет способ, в соответствии с которым ее реальность является относительно абсолютной. Реальная постигаемая вещь как таковая требует того, чтобы личность определила относительно нее конкретный способ быть абсолютной.

В этом состоит основание серьезности всякого действия, беспокойство жизни, которая является не движением жизни как течения, а движением, не знающим конкретного способа быть абсолютным. «Беспокойство – это проблемный характер абсолюта». Этот «относительно абсолютный» характер, который был бы немедленно отвергнут с эмпирической точки зрения, является, как это ни парадоксально, единственно возможным фундаментом для того, чтобы говорить, о ценности человека не только как «самого совершенного» из всех существ мира, но и как обладающего достоинством, свойственным любому человеку, каждому из всех людей. Именно оно делает из человека субъекта неотчуждаемых прав, или, в том же самом смысле, целью для себя самого.

4.2. Человек, моральная реальность

Моральное измерение также объясняется на основе этого положения человека как чувствующего разума и животного реальностей. Субири структурно проясняет моральное измерение человека, начиная с проблемы оправдания.

4.2.1. Проблема оправдания: мораль как структура

Неспециализированность реальности и разума делают из человека животное неупорядоченное. Он остается свободным-от стимулов (первое измерение свободы), но вынужденным делать себя соответствующим ситуации. Это приспособление не является в нем простым состязанием. Он должен осуществить его, выбирая среди возможностей, предлагаемых ему ситуацией. Человеческое существо должно оправдать (‘facere iustum’) свои действия в силу своей необусловленности и своей структуры разумного животного. Оправдание человеческих действий не является, как мы видели, чем-то внешним по отношению к ним самим, но сами действия должны получить внутреннее оправдание.

Являются ли все возможности, которые предлагает та или иная ситуация, безразличными, так что только человеческая свобода оправдывает ту, которая пускается в ход? Нет. Человек должен выбирать, потому что он сам является необусловленным и должен самоопределиться, должен придать реальность самому себе:

«Человек видит себя укорененным в круге возможностей в силу своей собственной реальности, для того, чтобы дать адекватный ответ. Человек сталкивается с неумолимой необходимостью реализоваться и поэтому видит себя привязанным к этому окружению ирреальности чистых возможностей».

Добавить комментарий