Реальность как присваиваемая человеком

То есть, речь идет не о любой возможности, а о том, что человек должен выбирать, исходя из определенной точки зрения, в силу своего собственного жизненного проекта, набросок которого он должен сделать для того, чтобы наделить самого себя реальностью, то есть, самоопределиться. Его свобода – это не только свобода-от (стимулов),

То есть, речь идет не о любой возможности, а о том, что человек должен выбирать, исходя из определенной точки зрения, в силу своего собственного жизненного проекта, набросок которого он должен сделать для того, чтобы наделить самого себя реальностью, то есть, самоопределиться. Его свобода – это не только свобода-от (стимулов), но и свобода-для (второе измерение свободы). Только подобным образом одни возможности являются более предпочтительными, чем другие.

Оправданию, в конечном счете, подлежат не столько изолированные действия, сколько направление, в котором человек постепенно наделяет себя реальностью, осуществляя свой личный образ, определяя моральную индивидуальность посредством своих действий: подобным образом все моральное приобретает свое собственное значение.

4.2.2. Моральная реальность

Таким образом, человеческое существо, прежде чем быть морально добрым или злым, является структурно моральным; его доброе или злое бытие основывается на том, что «конститутивно он не имеет другого средства, чем колебаться между добром и злом». Проблема воли и проблема целей и средств формально зависит от этого радикального факта возможности и вытекает из этого факта.

Обладать моралью значит с необходимостью сталкиваться с реальностью как источником возможностей и с необходимостью выбора между ними, присваивая какую-либо из них. Существо морального конституируется окружением присвоения(apropiacion):

«Существо морального коституируется системой свойств, которыми человек обладает в силу присвоения. Моральное – это присвоенные свойства».

Посредством «присвоения» возможностей, предложенных реальностью, делая их своими, человеческое существо постепенно делает своей свою собственную реальность, постепенно осуществляет себя:

«Жизнь состоит во владении собой и самоопределении: присвоение состоит просто в том, чтобы брать свою собственную реальность как нечто, что я удвоенно присваиваю. Именно в этом, в конечном счете, состоит формальный корень морального действия. Моральное как таковое – это моя собственная реальность как возможность, которую я способен присвоить для меня самого».

И эта реальность, уже не естественная, соответствующая темпераменту, а присвоенная, является моральным характером, который достигается самообладанием и самоопределением. (на индивидуальном уровне). В области социальной жизни это присвоение составляют обычаи и привычки, или, в более глубоком смысле, орбита культуры, которая определяет индивидуальность народа.

Исходя из этой же структурной перспективы, Субири раскрывает характер «блага» реальности в его присваиваемом бытии:

«Реальность как присваиваемая человеком и есть то, что формально образует благо.

Добавить комментарий