Честный труженик

«Ахмат честный труженик, пишет Арсен, верный данному слову, преданный осетинским обычаям. Чтобы охранить доверенный ему табун лошадей, он идет на смерть «Лучше смерть, чем позор». Он до конца верен и долгу побратимства, но, когда понял, что побратим сам не дорожит его честью, хочет купить его 200 рублями, то махнул на него рукой. Кирим самолюбивый, свободолюбивый человек, с сильным характером. Чтобы выполнить свои желания, он, долго не размышляя, сметает препятствия на своем пути, отбросив в сторону и долг побратимства. Как видно, автор хотел сделать из него романтического героя, но получился какойто непонятный герой. Убил пристава притеснителя народа, а потом сам стал притеснять народ, грабил, воровал, а своего друга заставляет пойти на бесчестье. ».

Арсен дает совершенно верную характеристику героям произведения, но не до конца последователен в выводах.

Из содержания образов вытекает и конфликт между ними. Себялюбец, не брезгающий ничем в достижении своих целей, сталкивается с человеком, который умрет, но не поступится своей честью, своим добрым именем. Правда, Кирим тоже имеет свое представление о чести, но природа его этических представлений чужда этике горца. Кирим исповедует индивидуализм, Ахмат предан лучшим традициям старинной коллективистской морали.

Когдато Кирим убил пристава, защищая свою честь. И тогда Ахмат был полностью на его стороне. Правда, он мстил за свою личную обиду, никакого осознанного социального протеста здесь нет, как правильно об этом говорит и А. Коцоев, но всета ки убил он всем ненавистного пристава, общего притеснителя. Кроме того, прощать обиды, унижающие в человеке его достоинство, его честь, не в духе традиционной этики.

Добавить комментарий