Первобытное невежество

Что же касается общественных наук, то с ними церковники поступают еще жестче. «Материалисты, позитивисты, атеисты, Огюст Конт, Фейербах, Фохт, Дарвин, и даже до индивидуалиста Ницше все преданы анафеме, и сочинения их изгоняются и преследуются многоглазой духовной цензурой, как порождение «умствующего дьявола века». «Я не говорю уже, пишет далее Цомак, о социализме, о великих началах, двигающих и совершающих современную нам историю, о научных обоснованиях классовой борьбы и т. д. все это, опять таки, не доходит до преемницы бурсы, все это, опятьтаки, порождение «умствующего дьявола века», и, кроме того, «новых социальнополитических течений».

Цомак шаг за шагом опровергает всю систему обучения и воспитания в духовных школах, рассадницах первобытного невежества, суеверий и лживых представлений о жизни и обществе. В них знания подменяются слепой верой, земная жизнь объявляется греховной, волю человека подавляют авторитетом божеской воли, якобы фатальной предопределенностью человеческой судьбы. Поэтому, как справедливо отмечает Цомак, из духовных школ выходят «умственно искалеченные люди», отравленные на всю жизнь «раболепством мысли».

«Знание и вера, говорит Цомак, вот два полюса, которые не могут никогда сойтись и согласоваться». Поэтому он предлагает заменить веру действительными научными знаниями, сделать библией для подрастающего поколения ищущую мысль великих представителей человечества. Вместо светобоязни привить воспитанникам любовь к свету науки, вместо жиз небоязни трезвый взгляд на действительность, ясное представление об исторической поступи жизни и закономерностях ее движения.

Добавить комментарий