Чистое око мира

Гений в первую очередь созерцает созерцает мир как таковой, являет собой «чистое око мира». Далее же он может воспроизвести это для других, сотворить произведение искусства. Гениальное созерцание для Шопенгауэра уже и есть создание произведения. Потому его главным предметом и оказывается искусство, и в искусстве он находит соответствие самой структуре мироздания.

Одного только восприятия ему оказывается недостаточно ведь его волнуют следствия этого восприятия, производимая им временная приостановка воли. Но чистая творческая деятельность духа для Шопенгауэра недопустима и немыслима. Деятельность всегда деятельность воли, она противоречит самому настрою системы Шопенгауэра. И если Гегель полагал в конечном счете что ржавый гвоздь превосходит великолепнейшие из творений природы именно потому, что в нем выражена творческая активность духа, то Шопенгауэр вовсе отказывает артефактам в наличии у них даже species naturales, идей в платоновском смысле, вечных прообразов, признавая за ними только species logica х.

Гений созерцает природу, жизнь и выражает свое созерцание в искусстве таким образом искусство повторяет в очищенном от мотивации виде скрытую структуру мира, раскрывает его прообразы. Ремесло, как и наука, только помогает в достижении конкретных целей и желаний. Они ничего не раскрывают, они лишь удовлетворяют. Можно сказать, что, по Шопенгауэру, искусство служит познанию больше, чем наука, наука же подобна ремеслу.

Добавить комментарий