Эволюция учения

По мере эволюции учения Ричардса ту роль, какую играло в нем понятие синестезии, начинает играть категория воображения. Теперь уже в воображении ищет Ричардс те черты, которых недостает реальности, чтобы превратиться в эстетический опыт. Когда деятельность с помощью творческого воображения переносится в новый контекст, говорит Ричардс, ей приходится приспосабливаться к изменившемуся потоку импульсов. В результате она становится обогащенной, что имеет важные последствия для восприятия произведения. Так, изображенное на холсте дерево заставляет нас приспосабливать импульсы не к реальному, а к воображаемому ландшафту.

В обычной жизни, говорит Ричардс, тысячи препятствий мешают нам реализовать свои желания, свой опыт, и тут приходит на помощь воображение. Ссылаясь на Кольриджа, Ричардс называет воображение «магической силой, создающей баланс расходящихся импульсов. Оно вызывает чувство нового в восприятии старых и знакомых объектов» (заметим, что здесь в иной формулировке высказана знакомая нам по текстам русских «формалистов» идея остранения). Таким образом, можно сказать, что теория эстетического опыта Ричардса пожалуй, самая последовательная попытка полностью провести программу позитивизма, включающую в себя изгнание из эстетики красоты как призрачного духовного качества и «демистификацию» поэзии, превращение ее, по словам современника Ричардса писателя Ишервуда, из «священного огня жарптицы, слетевшей с Луны, в систему взаимосвязанных импульсов».

Добавить комментарий