Чувственные данные

Христиансен точно ставит главную проблему в осмыслении существа эстетической ценности: названные чувственные данные настолько гетерономны, что требуется объяснение самой возможности их слияния в художественном синтезе. И Христиансен выдвигает концепцию, идущую вразрез с традицией определения специфики художественных образов их чувственной формой. «Целью изображения предметного в искусстве является не гувственный образ объекта, но безобразное впечатление предмета», отвечает Христиансен Гильдебрандту. Точка совпадения гетерономных составляющих материала, содержания и формы вообще лежит вне области чувственного: «невидимое за видимым», «неслышимое за слышимым». Л. C. Выготский справедливо назвал поэтому Христиансена первым критиком «сенсуалистического догмата» в эстетике. Опираясь на учение Гете, восходящее к Канту, о «чувственнонравственном значении цветов», Христиансен называет элементами эстетической ценности «дифференциалы настроения духа» как безобразного впечатления, «дифференциалы», которыми обладают все чувственные данные, входящие в художественный образ.

«Дифференциалы настроения» находятся в состоянии взаимного срастания, и потому эстетическая ценность имеет телеологическую структуру целенаправленность к образованию качественно своеобразного эмоционального содержания. Характеризуя ее статус, Христиансен тем не менее отрицает однопорядковость этого статуса с истиной и добром, поскольку в последних проявляется либо эмпирическое, либо ноуменальное бытие человека, а в эстетической ценности происходит лишь координация этих форм бытия, и она не является поэтому результатом особого вида творческой активности сознания.

Добавить комментарий