Достоинства человека

Критерием оценки нравственных достоинств человека служит не его национальная принадлежность, а его приверженность к власти, начальству, насилию, несправедливости или к народу, правде и справедливости. Любопытно отметить, что среди действующих лиц нет ни одного неосетина. Абхазов лишь упоминается, но подробно анализируется его позиция, позиция власти «белого царя», изложенная в письме к кобанцам. Офицер, командующий карательным отрядом, появляется лишь эпизодически, один раз, ц то для того, чтобы объявить волю «белого царя»: Солдаты проходят по сцене молча.

Перед нами два лагеря, два типа характеров, две морали. С одной стороны героизм, мудрость, гуманизм, гордое сознание своего человеческого достоинства, «рыцарская неприкосновенность чести», способность на жертвенное служение общим интересам народа, простота и скромность, величавая сдержанность в отношениях с людьми, благоговейное целомудрие в любви, а на другой стороне трусость, заносчивая глупость, жестокость, подлость, корыстолюбие, вероломство и похотливое отношение к женщине.

Носителем патриархальной мудрости и старческого достоинства выступает в пьесе прежде всего Ислам, за ним Астархан, мудрость и величие которых наследует Хазби. Правда, образы стариков до некоторой степени декларативны и декоративны. Они как бы изрекают мудрые советы по всякому поводу, все многообразие явлений живой, изменчивой жизни они заранее определили и вогнали в непререкаемые формулы. Они высоко держат авторитет старшинства, но у них нет опрометчивого пренебрежения к мнению младших.

Добавить комментарий