«Друзья» ожидали

«Друзья» ожидали, что Коста после долгих мытарств, на 42 году жизни, наконец, потянется к мирному очагу, а он заявляет в стихотворении «Я смерти не боюсь…», что готов свою личную свободу, свою жизнь до последней «капли крови» Отдать за шаг один, который бы народу Я мог когда-нибудь к свободе проложить. «Друзья» надеялись, что Коста, знавший в жизни немало горя и лишений, прельстится роскошью и богатством. Но Коста назвал их лакеями, живущими подачками господ, строящими свое благополучие на вековом рабстве народа. Долой вашу жизнь, вашу мораль, ваши порядки,«—они основаны на «рабстве вековом» «обездоленного народа»,— таков основной мотив всей поэтической и публицистической деятельности Коста после ссылки. Борьба до последней «капли силы» с «врагами родины» — таков его девиз. По возвращению на Кавказ Коста вновь отдается всецело размышлениям над основными проблемами общественной жизни родного края. Это проблемы проникновения буржуазных отношений в горскую среду, культурного развития края (история просвещения), обострения внутренних противоречий в горской среде (обличение бывших алдар-дворян и кулаков-мироедов) и, наконец, единения администрации с капиталистами-эксплуататорами и кулаками-мироедами. Даже из этого простого перечня вопросов, бывших в центре внимания поэта в 1900—1901 годах, ясно, что мысль Коста в те годы все глубже уходила в изучение внутренних противоречий народной жизни. Наиболее показательными в этом смысле являются статьи: «Избави бог и нас от этаких судей», «Внутренние враги», «Владикавказ», «Развитие школ в Осетии» и т. д.

Добавить комментарий