Растерзал Мами

В этом акте мщения за жертвы преступной воли небес проявляется глубокий гуманизм народа. А в создании волнующей легенды-песни о «материнских слезах», которыми заплакала скала после сожжения матери и ребенка, он увековечен в горестном поэтическом памятнике. В поэме «Плачущая скала» Коста Хетагуров на материале истории раскрывает противоположность интересов народа и «почетных стариков» — патриархально-феодальной знати; показывает реакционную сущность деятельности и мировоззрения этой знати и ее идеологических прислужников, проповедников религиозных предрассудков и суеверий. Народ показан в поэме угнетенным, забитым. Самосознание его придавлено канонами патриархального мировоззрения и религиозными предрассудками. Он еще принимает решения своих врагов — «почетных стариков», как закон. Однако начинают пробиваться ростки народного самосознания: «волю понимали разно», «проклятье понимали разно» Народ способен без патриотической болтовни защищать родной край, идя на величайшие жертвы, способен объединяться, любить «общей любовью» и, наконец, мстить жестокой не справедливости. Поэт выдвигает именно эти черты народного характера, ибо с ними связана будущность народа, его борьба за свое социальное освобождение. Нам кажется, что как в легенде, так и в поэме самый факт непонятного, беспричинного разрушения башни, символа могущества патриархального рода, имеет глубокий философский смысл. Думается, что легенда о разрушающейся от непонятных причин башне могла возникнуть в эпоху распада устоев патриархального уклада жизни.

Добавить комментарий