Духовная ситуация современного Запада

Но какие же доводы приводит этот критик для подтвержде­ния своих тезисов? И здесь мы видим полное смешение стилей, течений, направлений, тенденций, не только не проясняющих, но, скорее, затуманивающих. Так, например, Креймер не без оснований указывает на нынешнее распространение (или, вернее, возрождение) моды на телевизионные «мыльные оперы», душещипательные мелодра­мы, детективы и триллеры. Но тут же в качестве «доказа­тельств» существования «консервативного крена» в западном искусстве 70-х годов он ссылается на охлаждение интереса к абстракционизму и более того — на рост интереса массового зрителя к реалистической живописи, классическому балету, опере «бель канто» и т. д. Креймер увлеченно говорит об успехе классических постановок «Лебединого озера», «Спящей краса­вицы», «Щелкунчика», «Жизели», «Ромео и Джульетты», об ин­тересе к музыке Доницетти, Беллини. Возникает законный вопрос: при чем же здесь консерватизм? Знание и интерес к классическому художественному насле­дию является одним из важнейших компонентов развитого эс­тетического вкуса. Поэтому-то и приведенные Креймером при­меры нисколько не подтверждают его идеи о господстве «духа консерватизма» в западном искусстве и эстетической мысли 70-х годов. Речь, скорее, идет о другом — о настойчивых попытках определенных кругов насадить этот «дух», внедрить его в обще­ственное и художественное сознание современного Запада. В то же время нельзя не признать, что сторонники идеи кон­сервативной «реставрации» стремятся апеллировать к некото­рым реальным тенденциям в развитии западного общественного и художественного сознания, которые под определенным углом зрения выглядят именно как усиление в нем консервативных настроений.

Добавить комментарий