Развитие искусства на Западе

Весьма заметными факторами оказываются возрастающее влияние средств массовой коммуни­кации на циркуляцию культуры и формирование общественно­го сознания увеличение удельного веса визуальных и аудио­визуальных каналов связи, а также усиление интегративных процессов и взаимопроникновения различных форм творчества. Вернемся к дискуссии по вопросам культуры в журнале «Комментарии с точки зрения альтернативных систем ценно­стей в их приложении к различным видам искусств. Общая ин­тонация этого «круглого стола» — ностальгическая. Его участни­ки сожалеют о «добрых старых временах», относимых к тем же 30—50-м годам,, когда в буржуазном философско-эстетическом сознании «подлинное искусство» отождествлялось с художест­венным авангардом и категорически отграничивалось от любой формы массовости (в результате интеллектуалы не только могли себе позволить, но и обязаны были с презрением отворачиваться от популярных песен, фильмов, даже спектаклей, не говоря о рекламных панно), когда индивидуальное творчество в музыке, живописи и скульптуре и, конечно, в литературе априорно пред­почиталось синкретизму кино и ТВ. Кризис традиционных представлений справедливо связывал­ся с контркультурой. Так, Н. Подгорец говорил: «Эта так назы­ваемая новая чувственность, бывшая сама по себе результатом традиций авангардистского мышления, приложила максималь­ные усилия для стирания граней между высокой культурой и массовой, или низкой, культурой благодаря таким движениям, как поп-арт, и возвеличиванию критикой популярных фигур вроде ансамбля «Битлз» или ранее презираемых голливудских режиссеров типа Говарда Хоукса» !. Л. Триллинг уточняет кар­тину: «Кино мне кажется здесь наиболее ярким примером: по­пулярная форма, поднявшаяся из состояния низости и грубости (которое мы, правда, ныне вспоминаем с ностальгией) на самые высокие уровни культуры. Сегодня кино дает величайший эсте­тический опьдт и люди ссылаются на фильмы и детали из филь­мов так же, как мы когда-то цитировали книги» . А отсюда и сожаление о том, что в системе ценностей нынешних студентов- гуманитариев кинокритики захватили место, некогда безраз­дельно принадлежавшее критикам литературным.

Добавить комментарий