Духовная жизнь общества

На духовную жизнь общества оказывал влияние довольно высокий уровень просвещения. Регулярное образование получали представители разных слоев общества. Примерно половина мужчин и около 15 женщин были грамотными. Таким образом, фундамент высокого уровня образования, который сегодня считается феноменом послевоенной Японии, был заложен более века назад. К концу XVII в. с ростом числа городов зарождается слой интеллектуалов. Самую большую группу среди них составляли философы, чьи труды заложили основы идеологии реставрации Мэйдзи. Важную роль среди них играли ученые Школы национальных наук, которые связывали трудности, переживаемые в тот период японским обществом, именно с засилием китайского влияния и требовали возрождения японских национальных ценностей, восстановления подлинной императорской власти, роли синто, признания уникальности японской культуры и нации вообще.

Наиболее ярким представителем этой школы был Мотоори Норинага. Он разработал теологическое учение «возрожденное синто» с его «идеей исключительности Японии», «божественного происхождения» страны. Говоря об исключительности японцев, Норинага акцентировал внимание не столько на их этническом превосходстве, сколько на сакральном. В одной из своих работ он писал: «Нет ни одной страны на свете, которая бы не получала благодатный свет этой богини. Ни одна страна и дня не может прожить без милостей этой богини». Его ученик — Ацутанэ Хирата, развивая концепцию синтоизма Норинага, соединил ее с политикой. В результате идея почитания императора стала не только выражением протеста против режима Токугава, но и послужила основой установления государственного синто и национализма. Этнократическая доктрина Ацутанэ явилась идеологической основой реставрации Мэйдзи. Философские воззрения Кокугакуха послужили идейной базой оппозиции токугав скому режиму в конце XVIII—начале XIX в.

Добавить комментарий