Духовные школы

Резко поставил Цомак также вопрос о состоянии сельских школ в Осетии в статье «Наши школы» (в номере от 6 августа). Власти частью арестовали учителей, частью отстранили от работы, как «бунтовщиков», поэтому сельские школы Осетии в 1905—1906 учебном году почти не функционировали, констатирует Цомак, но на этом не останавливается. «Сама структура наших школ, пишет он, такова, что в них обучают не так, как должно и не тому, чему должно учить. Всем известно, что они школы духовные. Давно их стали открывать в нашем краю. Издавна находились они в руках попов и монахов, и по сию пору в них продолжают обучать преимущественно церковным делам.

Дети в школе должны хоть чтонибудь узнать об условиях жизни в стране. Учители должны так подготовить их, чтобы они смело смотрели в глаза трудностям жизни».

Далее Цомак указывал, что духовные школы на протяжении всей своей истории не только воспитывали детей на началах церковной схоластики, но и стремились ассимилировать их. Он выступил против руссификаторской установки церковных школ. В конце статьи Цомак призывал к обновлению школ, чтобы дети узнавали «дорогу к новому счастью, к новой жизни».

В 1906—1908 годах Цомак участвовал и в ряде других газет и журналов. Так, например, по его собственному указанию, он публиковал в гезете «Прибалтийский край» еще в 1904 году рассказ из студенческой жизини под названием «День и ночь» В газете «Казбек» от 28 июля 1905 года им опубликован рассказ «Фуза». В этой же газете в том же году Цомак поместил две статьи «Осетинские школы» и «Духовная школа».

Добавить комментарий