Свободные крестьяне

Этот факт неслучаен. И неправ Арсен Коцоев, когда, безг; всякого на то основания, пишет, что Хазби «тагаурокий алдар. » Он один из свободных крестьян и потому говорит умирая4 «Все кончено. Не годен я уже для боя. Но радуюсь, что не данником иду в страну мертвых!. » Тагаурского алдара не избрал народ в «песенного героя», не избрал его героем трагедии и Бритаев. И в том и другом случае мы имеем дело со свободным горцем. Если бы и народ, и Бритаев хотели избрать героем алдара, то неминуемо их выбор пал бы на Беслана Шанаева, возглавлявшего вооруженный отпор войскам Абхадза. Его имя было широко известно как в народе, так и в официальных кругах. Он со своими сподвижниками понес тяжелую кару и, следовательно, народ должен был бы их воспеть как борцов против царя и мучеников за святое дело свободы. Но в том как раз и сказалось сословное чувство неприязни народа к алдарам, что воспевать их народ не пожелал. Он избрал в песенные герои неизвестного в истории. свободного горца. Вслед за народом воспел его и Бритаев. Не случайно и то, что драматург описывает не события 1830 года, а незначительный исторический эпизод, имевший место в 1831 году.

Итак, перед нами спор между свободным народом и царем завоевателем, спор об экономических и социальных правах. Вслу шиваясь в этот опор, мы усваиваем себе те глубоко демократические мотивы, которые обеспечили трагедии громкий успех у на^ родного зрителя.

На стороне Абхадза, желающего покорить кобанцев,. сила оружия и огромного войска. Но на стороне Хазби и кобанцев сила правды и высоких человеческих достоинств.

Добавить комментарий