Движение про­теста до уровня терапевтической игры

Р. Арон низводит ирреального, сцениче­ского выражения неких невротических комплексов, от которых, по его мнению, страдает молодое поколение и художественно­гуманитарная интеллигенция. С этой точки зрения, «психодра­ма» лишь выплеснулась с театрально-терапевтической сцены на улицу и втянула в свой «игровой» водоворот несравненно большие массы потенциальных пациентов. В результате «пси­ходраматически» истолкованный леворадикальный протест отождествляется с театрально-игровой фантасмагорией, лишь отдаленным образом напоминающей проблемы реальной жизни. Вместе с тем как «психодраматический» мотив в интерпре­тации контркультуры и всего молодежного движения протеста, так и попытки его осмысления в качестве «эстетского синдро­ма» не являются лишь праздным вымыслом консервативной критики. Когда «правые» оппоненты леворадикального движе­ния стараются переосмыслить его в терминах «эстетства», «ин­теллигентщины», «нарциссизма», они отражают некоторые реальные стороны мироощущения новых левых, леворадикаль­ной идеологии и эстетики, хотя и совершают это предвзято и односторонне. Это связано в первую очередь с тем, что худо­жественно-эстетическая проблематика, как мы говорили, дей­ствительно заняла важное место в сознании леворадикального протеста. Но только ли об «эстетстве», прорывающемся в неподходя­щую для этого область политики, свидетельствует «игровой» характер леворадикальной конфронтации и осознание ее контр­культурой в качестве «революции как театра»? Заметим, что сама аналогия между театром и жизнью роди­лась еще у истоков западной цивилизации.

Добавить комментарий