Современные «новые» консерваторы

И  консерваторы тра­диционных объединяет полное неприятие радикальных соци­ально-культурных тенденций 1960-х годов, причем в значитель­ной мере это неприятие выражается в формах чисто возрастной неприязни. Критика консерваторами контркультуры часто зву­чит как родительское «отлучение» и «проклятие». Эти мотивы отчетливо проявились, например, в книге М. Дектер «Либераль­ные родители, радикальные дети», в которой она объясняет раз­мах леворадикального протеста и распространение контркульуры как оплошность, допущенную «родителями», которые за­были о своих «родительских обязанностях» — «смотреть на са­мих себя как на абсолютный авторитет добра и зла, правильного и неверного» К Общим для сегодняшних консерваторов является склонность обвинять «интеллектуалов» и «левых критиков» в том, что их «безответственная риторика» якобы стимулировала рост настроений социального недовольства и протеста, проявив­шихся и в искусстве Запада 60-х годов, многие представители которого заняли достаточно четко выраженные антибуржуазные позиции. Однако как только консерваторы пытаются сформулировать те политические и эстетические принципы, которые могли бы стать альтернативой контркультуре, результатом оказывается создание авторитарных схем, выдержанных в духе вполне тра­диционной консервативной моралистики. Если определенные художественно-эстетические тенденции контркультуры высту­пили в оппозиции капитализму, то консервативная реакция на них по-своему продемонстрировала враждебность капитализма подлинному искусству. Это обстоятельство в той или иной сте­пени было зафиксировано и западными авторами. Так, например, в своей работе «Врата рая», посвященной подведению итогов культурно-художественного развития 60-х годов и определению перспектив на будущее, тот же М. Дик — стейн не может со своей стороны не признать, что «к началу 70-х годов само время продемонстрировало нам иллюзорность и даже опасность «рая — немедленно» и раскрыло нам глаза на те добродетели, которые мы третировали в более традиционной литературной культуре 50-х годов».

Добавить комментарий