Эммануэль же Гоес

Эти заимствования, а также ссылки на его книги многочисленны и отнюдь не случайны. Напротив, они свидетельствуют о реальной значимости и актуальности для своей эпохи творческого по своему существу труда и этого «первого философа школы» и толедской переводческой коллегии в целом.

SUMMARY

The article deals with the

Эти заимствования, а также ссылки на его книги многочисленны и отнюдь не случайны. Напротив, они свидетельствуют о реальной значимости и актуальности для своей эпохи творческого по своему существу труда и этого «первого философа школы» и толедской переводческой коллегии в целом.

SUMMARY

The article deals with the development and activity of International translator’s School of Toledo (XII-XIII centuries) in the history of European culture. Specifically, the essay focuses on the philosophical views of the main representative of Toledo School Domingo Gundisalvo.

ПРИМЕЧАНИЯ

Джон П. Дойл

КОИМБРСКИЕ СХОЛАСТИКИ О СЕМИОТИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ЗЕРКАЛЬНЫХ ОТРАЖЕНИЙ

I

Вообразите, если вам нетрудно, что я держу перед вами зеркало. Смотрите в него прямо и говорите, что вы в нем видите. Держу пари, что большинство из вас, если не все, скажут, что видят самих себя. Однако минутное размышление покажет вам, что есть что-то не совсем верное в этом ответе. Очевидно, что вы не в зеркале – вы сидите или стоите за его пределами. Затем вы можете поправить себя и сказать, что вы видите ваше отражение, и что оно есть некоторым образом следствие, которое позволяет вам перейти к вашей собственной реальности как к его причине. В этой связи вы можете подумать, что ваше отражение находится к вашей реальности в отношении, сравнимом с отношением дыма к огню. Однако в связи с этим возникают проблемы, главная из которых та, что никто из нас не отдает себе никакого отчета в том, каким должен быть результат, когда мы заключаем от нашего отражения к самим себе. Возможно даже, что меньшая часть будет склонна думать об отражении в зеркале как о знаке, который ведет к чему-то означенному, как в случае дымом, который как знак, указывает на огонь.

В своих «Quaestiones Naturales» испанский философ I века Сенека (4 до н. э. – 65 н. э.) выделил две теории относительно отражений в зеркале. Первая теория утверждает, что в зеркале мы видим simulachra или подобия вещей, а затем с их помощью переходим к знанию самих вещей. Согласно второй теории в зеркале мы непосредственно видим вещи. Современный издатель Платона рассматривал, по-моему справедливо, это второе мнение как совпадающее с учением в «Тимее» (46 А-В), которое объясняет зеркальные образы через пересечение на поверхности зеркала лучей из глаза с лучами, исходящими от объекта.

II

Коимбрские схоластики принадлежали к Ордену иезуитов и были профессорами философии в университете Коимбры примерно в конце XVI века. Самые известные из них — Эммануэль же Гоес (1542—1597), Косме де Магаланьш (1551—1624), Бальтасар Альварес (1561—1630), и Себастиан де Коуто (1567—1639).

Добавить комментарий