Ему принадлежит авторство

Ему принадлежит авторство двух логических трактатов: «Наставление в диалектике» («Institutionum dialecticarum, Libri Octo», 1575) и «Философское введение» («Isagoge philosophica», 1591), которые снискали популярность как самые краткие и доступные вводные курсы по логике и, одновременно, как новые и оригинальные философские произведения. Наиболее важным метафизическим произведением Фонсеки являются его «Комментарии португальца

Ему принадлежит авторство двух логических трактатов: «Наставление в диалектике» («Institutionum dialecticarum, Libri Octo», 1575) и «Философское введение» («Isagoge philosophica», 1591), которые снискали популярность как самые краткие и доступные вводные курсы по логике и, одновременно, как новые и оригинальные философские произведения. Наиболее важным метафизическим произведением Фонсеки являются его «Комментарии португальца Педро Фонсеки к книгам Метафизики Аристотеля Стагирита», составляющие четыре тома in quarto, и примыкающие к коимбрскому «Курсу».

???

Сыграв решающую роль в философском обосновании идей Контрреформации, иезуиты XVI века положили начало новому жанру философской литературы – самостоятельным трактатам, которые не просто следовали за текстом авторитета, но имели свою собственную логику. Они были посвящены рассмотрению философских вопросов, которые представляли для авторов исследовательский интерес. Разумеется, эти вопросы были достаточно традиционны для схоластики, а для их исследования использовались тексты Аристотеля и Фомы Аквинского. Такие трактаты принадлежали перу представителей «второй схоластики» – Беллармино, Васкеса, Молины, Толедо, Фонсеки и других теологов и философов. Лучшим из них по праву считается «энциклопедия схоластки» – «Метафизические рассуждения» Суареса. Учитывая ту беспрецедентную роль, которую играла организация, в частности школа, в контрреформационной программе, необходимо подчеркнуть, что «интеллектуальные вершины» второй схоластики непосредственно связаны с новыми принципами преподавания философии и теологии. «Cursus Conibricenses» задал проблемное поле, в котором эти принципы вырабатывались и подтверждали свою дееспособность. И если имена и труды коимбрских схоластиков «поблекли в тени» философской славы их более именитых современников, то переворот в университетской методике обучения, совершенный благодаря таланту, эрудиции, новаторству и трудоспособности португальских иезуитов, задал парадигму университетского образования, ставшего почвой философских открытий Нового времени.

SUMMARY

«The «Course» of Doctors of Coimbra (Afterword to Prof. Doyle’s Article)» presents to Russian readers American researcher of the Second Scholasticism Professor John P. Doyle (b. 1930) and the heroes of his investigation: Jesuits of Coimbra School in Portugal (the XVI – beginning of the XVII century), practically unknown in Russian science of history of philosophy.

ПРИМЕЧАНИЯ

Хосе М. Вегас

РАДИКАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ ХАВЬЕРА СУБИРИ

Реализм и идеализм

«Любая подлинная философия начинается сегодня с разговора с Гегелем».

Добавить комментарий