Идеализм понять нелегко

Идеализм понять нелегко. Здравый смысл, исходная точка философии вплоть до XVI века, упорно противостоит ему. Но, если однажды вы вступили в этот духовный мир, оказывается практически невозможным выйти из него. Современная философия, по крайней мере, начиная с Декарта, является историей движения от номинализма к идеализму, начало которому положил Кант.

Идеализм понять нелегко. Здравый смысл, исходная точка философии вплоть до XVI века, упорно противостоит ему. Но, если однажды вы вступили в этот духовный мир, оказывается практически невозможным выйти из него. Современная философия, по крайней мере, начиная с Декарта, является историей движения от номинализма к идеализму, начало которому положил Кант. Критическая реакция на идеализм, начавшаяся после Гегеля, сама является пленницей того, против чего она сражается. Марксизм, и с другой стороны, позитивизм отвергают чистую спекуляцию ради того, чтобы обратить свой взор на конкретные вещи (объекты науки, общество), в прагматическом или революционном смысле. Кьеркегор и Ницше сражаются против системы тотальности в пользу нередуцируемого индивида. Но и те, и другие, каждый по своему, подтверждают фундаментальную идеалистическую точку зрения: первенство субъекта (индивидуального или социального), сознания и его воли к власти, к самоутверждению перед лицом чистого бытия.

Когда философия в конце XIX века, пресыщенная позитивизмом, решила вернуться к радикальности мысли, то она сделала это, взяв в качестве точек отсчета Канта и Гегеля. Это движение подготовило пришествие гуссерлианской феноменологии, которая была воспринята многими из его последователей как возвращение к реализму. Но феноменология – это, прежде всего метод, который не решает проблему реализма или идеализма. А развитие, которое феноменологические саженцы получают у самого Гуссерля, приближается к одному из вариантов идеализма.

Можно сказать, что большая часть философии ХХ века опирается на идеалистическую точку зрения, то есть, на первенство сознания, даже если речь идет в основном об общественном сознании. Излюбленными объектами философии ХХ века являются язык, общество, история.

Так что избегнуть идеализма нелегко. Но действительно ли необходимо уйти от него? Или, говоря другими словами, необходимо ли отказаться от идеализма и вернуться к наивному реализму? В действительности, отказ от идеализма означает отказ от современности, а вместе с ней, и от ее бесспорных достижений. Но это не приемлемо, если верно, что существует «нормативное содержание современности», как говорит Хабермас, то есть, ряд завоеваний, от которых нельзя отказываться: утверждение автономии индивида, его достоинства и его прав, демократия как единственная политическая система, базирующаяся на уважении к этому достоинству и этим правам, научный прогресс и т.д.

Тем не менее, постмодернистская критика открывает нам глаза на границы этого же самого периода.

Добавить комментарий