Эпоху «Особа»

Эпоху «Особа», т. е. уклад жизни до присоединения Осетии к России, поэт называет «тревожным временем», «невозвратным прошлым в истории Осетии», «осетинщиной», «явлением отсталым, не соответствующим современным требованиям жизни». В то же время Коста указывает на прямую связь прошлого с настоящим: «Правильное и всестороннее изучение кавказских туземцев в связи с их прошлым является весьма существенным фактором в деле наиболее успешного’развития края». Все дальнейшее изложение и оценка фактов идет именно в плане подтверждения истинности этих исходных положений. Коста пишет, что в ту пору Кавказ был «ареной нескончаемых ожесточенных войн» и местом «произвола и насилия ряде сильных фамилий». На последнем явлении, как следствии сословной дифференциации, автор и сосредоточивает свое внимание. Большая или сильная фамилия, фарсаги, кавдасарды и рабы такова была лесенка расположения сословий в патриархальных обществ Осетии, не знавших еще развитых форм феодальной зависимости. Сильные фамилии отличались тем, что были «более обеспечены материально, одевались чище и богаче, располагали лучшим вооружением». «Лучшие нивы, леса, луга и пастбища принадлежали им». «В набегах главную и руководящую силу составляли они, и при дележе добычи львиная доля доставалась им. Кровь их ценилась выше юной, ирад (калым) их девушек достигал высшего предела Фарсаги — это «громадное большинство населения», «земельная собственность их как по количеству, так и по качеству далеко уступала владениям сильных».

Добавить комментарий