Нафи Джусойты

Душой он с небом примирился, Его на помощь призывал. Во втором варианте дается совершенно противоположная мотивировка: Хор рабочих над Невою Родную затянул «Дубину» Все громче, громче но без строю. Борис очнулся Борис слегка затрепетал, Он мрачно грозную картину В воображенье начертал… Больной привстал, он напрягает. Свой слух, но слышит,, слышит, ясно Мотив другой. Другой, но он звучит ужасно. Смысл этих двух мотивировок ясен. Перед героем два: пути: один ведет к богу, другой — к рабочему люду, к «грозной картине». Ясно, что автор предлагает второй путь, герой же выбирает первый и погибает. Вера в бога, надежда на его помощь в борьбе за свои человеческие права приводит к трагедии— эту мысль Коста настойчиво повторяет впоследствии к в ряде других произведений («Фатима», «Плачущая скала» и др.). Она стала глубоким убеждением поэта. Путь, избранный героем, путь примирения с небом («душой он с небом примирился») трагичен для Владимира потому, что привел его к вражде с окружавшей его студенческой средой, к одиночеству. Путь, предложенный автором, наоборот, вел к рабочему люду, но одновременно и к гордой вражде с небом, к непримиримой борьбе за человеческую жизнь против рабства. Владимир (Борис) ищет именно пути к борьбе, сторонников в борьбе, но ищет их в студенческой среде, где их не находит, и погибает, покинутый средой, оскорбленный и разочарованный. Здесь в проблематику поэмы входит вопрос о роли интеллигенции в освободительной борьбе народа, интересовавший поэта всю жизнь.

Добавить комментарий