Эстетическая диссертация

Эстетика JI. H. Толстого. Вслед за анализом эстетической диссертации Чернышевского имеет смысл сразу же обратиться к трактату JI. Толстого «Что такое искусство? », опубликованному на полвека позже (в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1898 г.), но продолжающему линию в эстетике, начатую Чернышевским. Сопоставление Чернышевского с Толстым на первый взгляд кажется натянутым. Чернышевский революционный демократ и материалист. Толстой противник революционного насилия и идеалист. Однако оба мыслителя принадлежат к той части русской интеллигенции, которой был свойствен не только глубокий демократизм, стремление к просвещению народа, но и идеализация народа, утопизм. Разница только в том, что для Чернышевского будущее рисовалось как социализм, выросший из крестьянской общины, а для Толстого как всемирное человеческое братство, основанное на принципах истинной религии.

И Чернышевский и Толстой, несмотря на все различия между ними и по положению в обществе и по литературному таланту, и по разрыву во времени написания основных эстетических трудов, не сговариваясь заявляют: только образ жизни простого народа, занимающегося физическим трудом, прежде всего трудом сельскохозяйственным, является достойным в нравственном отношении, только народ является носителем истинных ценностей добра и красоты. Более того, можно обнаружить почти текстуальные совпадения мыслей Толстого с тем, что говорил Чернышевский в своей работе по эстетике середины 50х годов, хотя тогда Толстой ее не принял и отвергал так же, как и роман «Что делать? ».

Добавить комментарий