Комедия «Дурачок»

Комедия «Дурачок» построена казалось бы на трагическом конфликте продают умную, красивую девушку за деньги дурачку. Но получилась именно комедия, ибо нет ни у одного из персонажей подлинно высокого сознания человеческого достоинства и подлинного протеста против унижения человека властью денег. Ни обедневшая знать, ни разбогатевшие холопы не понимают и никогда не понимали достоинства человеческой личности вне знатности происхождения и власти богатства. Поэтому их протест носит неосознанный, неаргументированный характер. Собственно их смущает крайность ситуации слабоумие дурачка. Будь дурачок Ахснирф физически нормальным, и никому не пришло бы в голову восставать против самой сути купли продажи девушки, против унижения человеческой личности.

Люди, согласные со злом в принципе, в конце концов примиряются и с крайне уродливыми формами его проявления. А такие люди достойны осмеяния. Трагедийная ситуация разрешается комическим примирением. Вывеска сменилась, роли поменялись, суть зла осталась, сменились только формы и средства насилия над человеческой личностью в мире буржуазного чистогана.

Сопоставив беспринципность и бесчеловечность феодально аристократической и буржуазнокулацкой морали в крайне уродливой ситуации, поэт выявил совпадение их сути в отношении к человеческой личности, к ее достоинству и свободе. Суть этой морали сводится к насилию. Поэт одну уродливую мораль столкнул с другой и весело посмеялся над ними вкупе.

В комедии вначале осмеивается преимущественно аристократическая спесь знати. Этому способствует образ спесивого гуся, созданный Коста Хетагуровым, и как невидимый комический персонаж присутствующий в пьесе. Но в конечном счете не менее достается и разбогатевшим холопам, силой денег породнившимся с давними «гусями». «Гуси» дореформенные и пореформенные клином сошлись на дурачке.

Добавить комментарий