Эстетическая форма

Дело прежде всего в том, что сама, ко­торая, согласно его интерпретации, «удаляет» искусство от ре­альной общественной жизни, «выводит» его в новое — «эстети­ческое» — измерение и в которой, далее, воплощается критиче­ская функция искусства, с одной стороны, «удаляет искусство из актуальной сферы классовой борьбы», а с другой — «отрицает реалистически-конформистское сознание» . Для Маркузе фено­мен эстетического остранения, достигаемый посредством модер­нистской формы, оказывается воплощением критического по­тенциала искусства. В итоге всех этих рассуждений предлагает­ся следующий выход: поскольку реализм расценивается вуль­гарно-социологически — как метод конформистско-апологетиче­ского сознания, искусство «должно» вечно разрушать свою тра­диционную форму и так же вечно стремиться к бесконечному модернистскому формотворчеству. В какой-то мере Маркузе все же хочет сохранить формаль­ную преемственность по отношению к своей прежней позиции по вопросу о роли искусства в общественной жизни. В «свобод­ном обществе», пишет он, художественные образы станут «ас­пектами реальности»; однако, добавляет Маркузе, «даже и такое общество не возвестило бы конца искусства, преодоления тра­гедии, примирения Диониса и Аполлона». В целом свою книгу Маркузе заканчивает на пессимистических нотах: «Социализм не может и никогда не сможет освободить Эрос от Танатоса. Таков предел, который требует революционного преодоления любого достигнутого уровня свободы: это борьба во имя невоз­можного, против непобедимого, чьи владения, очевидно, никогда не будут завоеваны… На искусстве остается печать несвободы; сопротивляясь ей, искусство обретает свою автономию»

Добавить комментарий