Эстетические категории

Наряду с прекрасным в диссертации рассматриваются и другие эстетические категории: возвышенное, трагическое и комическое. Анализ этих категорий также ведется в непрерывной полемике с представителями немецкой идеалистической эстетики, в данном случае с Кантом (хотя автор диссертации не называет его имени). Отвергая кантовское толкование возвышенного как субъективного эстетического явления, в котором огромными размерами наблюдаемого объекта или его мощью, превышающей масштаб человеческих сил, пробуждается идея разума, Чернышевский утверждает, что возвышенное не субъективное состояние человека, а реальный объект, который гораздо больше других предметов, с которыми сравнивается, или явление сильнее всех других, ему подобных. Трагическое также в противовес немецкой эстетике Чернышевский не склонен трактовать как торжество силы судьбы над волей отдельного человека. Трагическое просто «ужасное в человеческой жизни», лишенное какойлибо предустановленности; оно может быть случайным, равно как и необходимым.

После выяснения природы эстетического в действительности Чернышевский переходит к исследованию искусства. Он берет для обсуждения общераспространенный в эстетике тезис: искусство представляет собой деятельность, с помощью которой человек осуществляет свое стремление к прекрасному. Этот тезис неверен, категорически заявляет он, по нескольким причинам. Вопервых, его могут высказывать только те, кто считает, что красота в природе ущербна, следовательно, искусство нужно для того, чтобы восполнить ее недостачу. Но из всего сказанного выше должно быть ясно, что красота в природе (в широком смысле, включающем жизнь во всех проявлениях) полноценна, а искусство, пользующееся фантазией, способно передать ее в сильно ослабленном виде.

Добавить комментарий