Духовный климат Запада

Так, Генри Фэйрли, английский журналист и публицист, уже долгое время живущий в США, утверждает, что 70-е годы отме­чены знаком «усталости» от 60-х годов, в чем он прежде всего и обвиняет контркультуру. В резко изменившемся, согласно его утверждениям, широкую популяр­ность завоевывают консервативные идеи: «Сейчас, в конце 70-х годов, уже видно, что везде тон задают именно консервативные интеллектуалы. Этбт консерватизм не возник из ничего. Он под­готавливался в течение долгого времени. Сила его иссякнет очень не скоро… 70-е годы,— прямо заявляет Фэйрли,— …это Де­сятилетие Реакции» *. Характерно, что, согласно утверждениям этого англо-американского автора, «новый» консерватизм четко проявился сегодня не только в политике и общественной жизни Запада, но и в искусстве, художественном творчестве, эстетике. В данном случае Фэйрли ссылается на то обстоятельство, что вслед за политическими обозревателями, провозгласившими на­ступление консервативной «реставрации», и многие популярные на Западе искусствоведы и художественные критики также за­явили о появлении признаков «нового» консерватизма в запад­ном искусстве. Пример известного американского искусствоведа и критика Хилтона Креймера здесь, пожалуй, наиболее показателен. Крей­мер, автор нашумевшей книги «Век авангарда» (1973), в середине 70-х годов возвестил о «консервативном возрождении» в искус­стве Запада, о наступлении эпохи «культурного консерватизма». «Тяга к нарушению общепринятых норм и к новизне, к шоку и убожеству, к нападкам на аудиторию и на само искусство — все это явно уменьшилось, если не исчезло вовсе. Сейчас вкус к ясности и согласованности, к красоте и определенности, к по — вествовательности, мелодичности, патетичности, романтическому очарованию, к общедоступному, к вчувствованию, а не к разру­шению — словом, вкус к искусству, которое доставляло бы удо­вольствие и не ставило бы моральных проблем» ,— пишет Крей­мер.

Добавить комментарий