Эстетика контркультуры

Таким образом, использует фрей­довскую схему формирования невроза, но с противоположным ценностным знаком. Например, согласно Маркузе, возрождение орфико-эстетической чувственности как индивидуального фе­номена является невротическим симптомом — в этом он солида­рен с Фрейдом. Однако предполагается, что как явление соци­ального масштаба воскрешение орфического либидо может привести к самосублимации чувственных влечений в социально­приемлемых формах и созданию нерепрессивной десублимиро — ванной культуры. Путем, ведущим к этому идиллическому состоянию, объявлено формирование «новой чувственности» и полное доверие к художественной фантазии. Абсолютизировав проблему репрессивной манипуляции че­ловеческим сознанием в современном буржуазном обществе и противопоставляя ему лишь спонтанность чувственно-эстети­ческой фантазии и воображения, Маркузе вынужден и само сознание рассматривать как разрушительный фактор по отно­шению к якобы существовавшему некогда психическому един­ству человеческой «природы». Если Фрейдом сознание тракто­валось как относительно самостоятельная арена борьбы «Оно» и «Сверх-Я», то для Маркузе вся сфера сознания все в боль­шей степени приобретает черты официально санкционированно­го придатка «Сверх-Я», всецело подчиненного «принципу реаль­ности». Изменение функциональных отношений между структурны­ми элементами человеческой психики Маркузе связывает с вторжением «принципа реальности» в сферу «принципа удо­вольствия», проникновением рационально организованного и манипулируемого сознания туда, где раньше как будто бы без­раздельно господствовали бессознательные чувственные влече­ния.

Добавить комментарий