Эстетизация политики

В.Беньямин в конце 30х годов выдвигает такую же программу необходимо противопоставить фашистской эстетизации политики, когда, как в операх Вагнера, эстетический соблазн вводит публику в транс и лишает способности мыслить, коммунистическую политизацию эстетики, пробуждающую средствами искусства мышление и потребность в действии и представляющую собой форму социальной критики. В противоположность своему оппоненту Георгу Лукачу, Брехт защищал необходимость эстетических экспериментов и производства новых эстетических форм. Он полагал, что старые средства эстетического производства должны быть революционизированы, превращены из средств доставления и получения удовольствия в средство воспитания масс. Искусство Брехта оказывается радикальной педагогикой, поскольку оно направлено на то, чтобы дать людям политическое образование и побудить к революционной политической практике. Французский марксист Луи Альтюссер полагал, что Брехт произвел революционный переворот в театральном искусстве, отказавшись от эстетики самосознания, господствовавшей в классическом театре. Смысл классической пьесы отражался в самосознании центрального персонажа. Но самосознание всегда погружено в идеологические мифы. Ведь и сама идеология есть не что иное, как самосознание общества, в котором оно узнает и признает, но не познает себя. Пьесы Брехта производят децентрацию сознания, поскольку у него ни один персонаж не отражает в своем сознании всю совокупность условий драмы. Сознание не способно прийти к истине погегелевски только в силу внутренних противоречий. Самосознание это самообман, поэтому подлинная критика иллюзий сознания возможна только в его столкновении с вводящей в замешательство реальностью.

Добавить комментарий