Европейское искусство

Вместе с тем сходные моменты мы можем обнаружить и в Западной Европе. Своеобразной чертой оказывается приобщение контркультуры к классическим струк­турам художественного творчества. В результате оно становится одним из мотивов эстетического бунта, не противопоставляется искусству как таковому, а, наоборот, как бы пытается продол­жать его лучшие традиции. Это соответствует и определенному представлению о роли художественного творчества, по которому подлинное искусство всегда революционно.

Особенности воплощения сходной тематики в американском и западноевропейском искусстве наиболее отчетливо выступают при сравнении двух известных произведений — «Связной» и «Еще». «Связной» — спектакль «Ливинг-театра», поставленный Джулианом Беком и Джудит Мэлайна в 1959 году,— был пере­несен на экран через два года Ширли Кларк в рамках так на­зываемой нью-йоркской школы, предтечи «подпольного кино», к которому мы еще вернемся ниже. Картина «Еще» была сде­лана в 1968 году в Люксембурге режиссером Барбетом Шреде­ром, немцем по происхождению, работающим главным образом во Франции. Центральная проблема этих произведений — нар­комания— интернациональна и для контркультуры принципи­ально важна. Ведь «психоделическая революция» (приобщение к наркотикам) играет важную роль в формировании «новой чув ­ственности». «Связной», появившийся на сцене и на экране задолго до провозглашения наркотического «путешествия» главным путем к освобождению от господствующей культуры, дает возможность сопоставить кинематографический и театральный ракурсы «эстетики документализма». Лежащая в основе и спектакля и фильма пьеса Джека Гелбера построена вне всякого сюжетного действия, помимо ожидания «связного» с новой жизненно необ­ходимой порцией.

Добавить комментарий