Историческая форма «принципа реальности»

Соответствующей «сверхрепрессии» является, согласно Маркузе, репрессив­ный «принцип производительности», подчиняющий, как «про­тестантская этика» М. Вебера, всю жизнедеятельность индиви­да самоцели накопления капитала и развития производства. Как определенный исторический этап репрессивная культура и «принцип производительности» необходимы, поскольку имен­но они подготавливают материальные условия для уничтожения репрессивной организации человеческой чувственности. Соглас­но этому предположению, условием перехода от репрессивного «принципа реальности» (то есть «принципа производительно­сти») к нерепрессивному является материальное изобилие: «Не­репрессивный строй — это строй изобилия»; «свобода лежит по ту сторону борьбы за существование» .Нужно сказать, что в марксизме речь идет о вызревании ма­териальных предпосылок социалистического общества в недрах капитализма, однако это лишь предпосылки материального изобилия, действительное достижение которого представляется возможным лишь в реальном процессе движения к коммуниз­му. В то же время в контркультуре стереотип «общества изо­билия» полагается как реальность сегодняшнего Запада. Отно­шение контркультуры к проблеме материального изобилия—убе­дительный пример того, как сознание протеста ассимилирует расхожие стереотипы и пропагандистские символы буржуазно­апологетических концепций. Как раз в этом отношении спра­ведливы слова одного из западных критиков контркультуры, подчеркивающего, что «в «Эросе и цивилизации» содержится ряд весьма примечательных рассуждений о том, каких измене­ний следовало бы желать в психической структуре современно­го человека; однако очень мало внимания уделено вопросу о том, как реально осуществить эти изменения, если не считать упований Маркузе на экономику изобилия» ’.

Добавить комментарий