Формирование сознания

Рассматривая вслед за В. Гумбольдтом язык как инструмент формирования сознания, Коген ставит проблему своеобразия речи, опосредующей художественное творчество. В решении этой проблемы философ видит и ключ к объяснению единства всей сферы искусств, поскольку популярная на рубеже XIXXX веков трактовка видов искусства как форм чувственной конкретности музыки как формы «слушания», изобразительного искусства как формы «видения» основания для такого объединения не давала. Предпосылка общности всех видов искусства для Когена заключена в мышлении, которое по существу является общим знаменателем и для научного познания, и для нравственной воли, и для их интеграции в эстетическом чувстве, и исток которого лежит еще в целостности мифологического сознания. Мышление же, как уже говорилось, сопровождается «относительными» чувствами, но исторически мышление в науке имеет тенденцию лишить понятие «придаточных» чувств, его сила в чистоте понятийного языка. В синтезе же эстетического сознания «дремлющие в понятийных словах силы чувства словно пробуждаются при их связывании с нравственными понятийными словами,. чтобы стать готовыми для пересоздания их мира», и это связывание образует метафору. Метафорическая речь поэтому собственный язык эстетического чувства, а поэзия предпосылка становления всех видов искусства. Любовь превращает изобразительную деятельность в живопись, а ритм и интонацию звукового ряда в музыку. Эстетический субъект придает индивидуальность и гуманизм всем формам культуры.

Добавить комментарий