Греческий термин

То же самое можно сказать о скульптуре и живописи. Если в музыке оригинал естественное пение, а подражание ему оперное, то для изобразительных искусств предметом воспроизведения (Чернышевский предложил заменить греческий термин «мимесис», переводимый обычно как подражание, словом «воспроизведение») является сама жизнь. В жизни человека гораздо больше пластики и живописности, чем в статуях и картинах. Сколько разнообразных оттенков чувств являет живое человеческое лицо! Никакой художник не в состоянии их передать, чтобы не огрубить и не потерять большую часть из них. Человеческие руки грубы, считает диссертант, и, сравнивая то, что ими произведено, с природой, мы не удержимся от оценки: «топорная работа». Таково настоящее имя всех пластических искусств при сравнении их с природой!

Обращаясь к поэзии, искусству, пользующемуся словами, Чернышевский просит заметить, что слово есть не более как бледный, общий, неопределенный намек на обозначаемый им предмет. Правда, в словах содержится обобщение. Отсюда проистекает уверенность в том, что поэзия способна обобщать индивидуальные характеры людей, встречаемых в жизни, создавая из них типы и типические образы. Но спросим: а разве в жизни не встречаются человеческие типы и типические характеры? Вспомните круг знакомых вам людей, и, как бы ни был он тесен, всегда найдется в нем несколько истинно типических личностей. А реальные люди, ставшие историческими личностями, разве каждый из них не являл собой тип полководца, мудрого правителя, мыслителя? Это настолько очевидно, что даже не требует доказательств!

Добавить комментарий