Формирование японского феномена

С этой точки зрения, сатори — категория не столько логическая, сколько эстетическая, то есть построенная на доминировании чувственного начала. Сатори как элемент буддийского мировосприятия основывается в значительной мере на окрашивании окружающего мира в мистические тона с высокой степенью поэтичности и художественной мистики. Это обстоятельство само по себе и определило глубокую связь религиозного и культурноэстетического компонента в формировании японского феномена.

Эти идеи, разумеется, открыты не в Японии, и, возможно, даже не в Китае. Они широко распространены и в европейской культурной традиции. Но в Японии они получили свое социальное развитие, канонизировались в виде культурнопсихологических норм общества. И причина этого, — отнюдь не в какойто исключительности народа и нации. Для этого были важные объективные предпосылки.

Социальная результативность подобной философии очевидна. Она предполагает трудолюбие и упорное самосовершенствование как самостоятельные ценности. Это идея одинаковой ценности каждого, а следовательно его социального значения и равенства.

Несмотря на все гигантские сдвиги в образе жизни современного японца, урбанизацию, интернационализацию, информатизацию и прочее, культурный фактор не снижает своего значения. Скорее происходит обратное — возрастает тяга к культуре, как «кислороду», который должен питать поры общества, находящегося под сильным стрессом всех современных вызовов.

В одной из редакционных статей «Иомиури» писала о резком росте интереса японцев к культуре в последние годы. Пройдя после войны через массовое стремление к материальному благополучию, японцы все больше начинают отдавать предпоч+ение образу жизни с большей «культурной» начинкой, духовностью и эстетическими наслаждениями.

Добавить комментарий