Фрейдовское положение

Нужно сказать, что используемое теоретиками контркульту­ры: труд есть боль — представляет со­бой абстрактную рационализацию непосредственных ощущений, испытываемых в процессе капиталистической эксплуатации, ко­торые в психоанализе неправомерно приобретают статус теоре­тической установки, лежащий в основе концепции культуры и искусства. В то же время как выражение определенной эмоции отождествление труда с болью в какой-то степени правомерно: «Внешний труд, труд, в процессе которого человек себя отчуж­дает, есть принесение себя в жертву, самоистязание»2. Маркс вспоминает библейское проклятие «Да будешь ты трудиться в поте лица своего!», когда говорит о том, что в исторически существовавших формах труда — рабском, барщинном, наем­ном— труд воспринимался как нечто отталкивающее и прино­сящее страдание, в противоположность чему «не-труд» высту­пал как сфера свободы и наслаждения. Однако, в отличие от

Маркса, Маркузе остается в своих теоретических построениях на уровне рационализированной эмоции, которую может испы­тывать лишь задавленный непосильным тяжелым трудом чело­век, считающий, что все иные формы деятельности, в том числе и художественно-эстетическое творчество, являются всего лишь «игрой». Зафиксировав массовый для капитализма характер ощуще­ния, согласно которому трудовая деятельность воспринимается как насилие над чувственностью индивида и отчуждение его природных эстетических способностей, Маркузе и его едино­мышленники не ставят в дальнейшем вопроса о социально­исторической обусловленности данного психологического вос­приятия. Социальная эстетика контркультуры, вопреки ее стрем­лению «углубить» марксистский анализ эксплуатации и отчуж­дения и марксистскую концепцию роли искусства в обществен­ной жизни путем добавления «психоаналитического измерения», не идет далее психологизированного рассмотрения проблемы.

Добавить комментарий