Формируем собственное понятие о Боге

Такой вид (или, точнее, подвид) познания не является «собственным» для человеческого разума. «Несовершенное» познание – это обычное оперирование общими видами для формирования понятия о данной вещи.

Как же происходит познание нематериальной субстанции? Обычно наш разум, объясняет Суарес, получает интенциональные виды посредством чувственных действий и от чувственных вещей,

Такой вид (или, точнее, подвид) познания не является «собственным» для человеческого разума. «Несовершенное» познание – это обычное оперирование общими видами для формирования понятия о данной вещи.

Как же происходит познание нематериальной субстанции? Обычно наш разум, объясняет Суарес, получает интенциональные виды посредством чувственных действий и от чувственных вещей, которые на нас воздействуют. Механизм такого воздействия дается при описании того, как познаются материальные субстанции. В познании нематериальных субстанций разумная душа не может использовать подобный «информационный канал». Опыт подсказывает нам, что это так, поскольку никто естественным образом (naturaliter) не может познать Бога даже в каком-либо отдельном его аспекте. Нам доступны лишь следствия, творения, свидетельства и т.п.

Поскольку Бог занимает исключительное место среди нематериальных субстанций, имеет смысл рассмотреть познание духовных сущих на этом примере. Существование Бога может, как нам уже известно, познаваться через познание его творений. Это естественно, поскольку первая причина по необходимости должна иметь связь со своими следствиями. По лестнице познания следствий мы поднимаемся к познанию причины.

Его сущность, кроме того, может познаваться «несовершенным» познанием, частично, неясно и неточно. Это происходит тогда, когда мы стремимся отвлечься, абстрагироваться от следствий и сосредоточиться на созерцании первопричины. Тогда мы способны познать, что он есть бытие по сущности, а не по причастию, поскольку не имеет причины, но сам является причиной причин. Также мы познаем, что Бог есть благо, бесконечность, мудрость, и таким образом формируем собственное понятие о Боге, посредством которого мы и познаем его сущность. Никогда, однако, на этом пути нам не достичь адекватного понятия Бога, поскольку творение не может «совершенно» познать сущность Творца, как конечное не способно охватить бесконечное.

Итак: Бог (нематериальное сущее) доступен познанию человека, но неадекватно. Причина этой неадекватности – с технической точки зрения – в том, что человеческий разум не может выработать собственный и адекватный вид (proprium et adaequatum specie) для Бога. Следовательно, если мы и оказываемся в состоянии иметь представление о Боге в естественном свете, то это будет познание в определенной мере. Подобное рассуждение с небольшими дополнениями можно распространить и на познание других нематериальных субстанций.

XIV.

Вернемся к познанию единичных вещей, причем субстанций, которые являются чувственными лишь per accidens, то есть «привходящим образом».

Добавить комментарий