И горские народы Кавказа

И горские народы Кавказа в меру своей исторической и культурной подготовленности выдвигали из своей среды деятелей именно такого типа. Историческая необходимость в них выявилась в самой острой форме, а выдвижение их, масштабы и значимость деятелей зависели уже от объективных конкретных историко-культурных условий и субъективных возможностей каждого данного деятеля. Как уже сказано, национальная трагедия переселения части осетин в Турцию вызвала к жизни поэзию Мамсурова Темырболата — начало осетинской национальной литературы. Однако в силу оторванности от Родины традиции он не создал, властителем дум родного народа не стал. Осетин пореформенного периода Мамсуров не знал, проблематика неведомой ему действительности не могла стать предметом его художественного исследования. В интерпретации же кавказской действительности он весь укладывается в рамки дореформенной идеологии и культуры родного народа. Первым деятелем нового типа в Осетии стал Инал Кануков. Странная, пожалуй, трагическая судьба у этого писателя. Девяти лет (по его собственным словам) он со своей семьей проделал тяжелый путь на арбе и верхом из Осетш* до турецкого города Каре и обратно. Двадцати лет окончил Ставропольскую гимназию, но попасть на родину не удалось ему. Поступил в военное училище и армейская служба увела его на Дальний Восток. Лишь к концу своей недолгой жизни он сумел вернуться на родину, но послужить ей уже ничем не мог. Тяжело больной писатель вернулся на родину умирать. Еще трагичней его творческая судьба.

Добавить комментарий