Идеи утопистов

Как известно, Маркс высоко оценивал об из­менении роли искусства в общественной жизни, о превращении труда в источник нравственного и эстетического удовольствия, но при этом категорически отвергал антинаучный метод утопи­ческого мышления и само представление о труде-игре. Маркс писал, что труд никогда не может стать игрой, а освобождение труда «ни в коем случае не означает, что этот труд будет всего лишь забавой, всего лишь развлечением, как это весьма наивно, совсем в духе гризеток, понимает Фурье. Действительно сво­бодный труд, например труд композитора, вместе с тем пред­ставляет собой дьявольски серьезное дело, интенсивнейшее на­пряжение» . Марксова критика фурьеризма типологически при­менима и к концепции «нерепрессивной культуры» — этой соци­ально-эстетической утопии контркультуры, в которой» и «эстетизация» труда оказывается лишь иллюзорным решением актуальной социальной проблемы.

Сама попытка решения проблемы освобождения труда путем его выведения из некой чувственно-эстетической склонности и придания ему «эротического» характера в теоретическом плане неизбежно отбрасывает социально-эстетическую утопию контр­культуры далеко назад, на уровень домарксовского утопического социализма. Однако в конкретном общественно-политическом и культурно-художественном контексте современной идеологи­ческой борьбы утопия «нерепрессивной культуры» объективно выступает с ревизией как марксистской концепции роли искус­ства в общественной жизни, так и марксистской теории социа­листической революции. Кроме того, в системе социально-эстетических идей контр­культуры, как они были сформулированы и получили распро­странение на Западе в 60-х годах, проблема «отчуждения чув­ственности», занявшая центральное место, заслонила многие другие не менёе — а в ряде случаев и более — важные проблемы социальной теории и эстетики. Решение этой проблемы оказа­лось целиком подчинено задаче «пересмотра» марксизма в све­те его «обновления» фрейдизмом.

Добавить комментарий