Идеолог определенного класса

Быть идеологом определенного класса, разумеется, хорошая формула, но рисовать идеалы, стремления и психологию одного класса это, конечно, заблуждение. Оценивать явления с точки зрения идеалов и стремлений своего класса с этим мы согласились бы, но знать писатель должен психологию всех слоев общества, чтобы верно его рисовать. Ведь никакой класс не живет в обществе изолированно, ведь литература отражает жизнь всего общества, а не только одного класса. Словом, мы могли бы долго возражать Бритаеву, но необходимости в этом нет ошибочность его исходной посылки очевидна. Но еще более грубую ошибку допускает он, когда пытается свою формулу применить к осетинской действительности.

«Почему же нет унас писателей? » ставит он вопрос и следует поразительный ответ, нет деления на классы. «Выделить особо какойлибо класс из среды осетин невозможно. На 171 стадии родового быта застает Осетию русский капитализм, который покоряет себе дотоле бывшие хозяйственные формы, и та ломка, которую он в них производит, порождает такой хаос в хозяйственной жизни народа, что разобраться в том, о чем думает и чем живет осетин, нет возможности».

«Нет феодалов, нет данников. Только с недавнего времени малопомалу обрисовывается контур капиталиста и, как его атрибут пролетария». И дальше: «Пока социальное положение осетин остается таковым, как оно есть, нет почвы писателю. Когда же произойлет разделение на классы, то наша литература явится лишней, ибо русская грамота будет всем доступна, а раз это так, то думаю, что пытливый ум осетина русская литература в состоянии будет удовлетворить».

Так Бритаев встал на путь отрицания не только осетинской литературы, но и собственных произведений. И все это, казалось бы, стройное здание логических построений держится на двух ложных посылках: писатель пишет только об определенном классе, а не об обществе в целом; в Осетии нет классов и, следовательно, писателю нет почвы. Последняя посылка привела Бритаева позднее к ошибкам и ложным действиям не только в его литературных взглядах и художественном творчестве, но и в его общественной деятельности и политических воззрениях.

Добавить комментарий